ТНГ-Групп в этом году исполняется 70 лет. В нашей стране немного геофизических компаний, которые могут похвастаться семидесятилетней историй. Еще меньше тех, кто сумел из предприятия в маленьком провинциальном городе стать отраслевым лидером в родной стране и получить признание за рубежом. О том, как это стало возможным, мы беседуем с генеральным директором компании Яном Шариповым.
– Это точно. Во многихнаправлениях мы были первыми. Наши предшественники первыми в стране взялись за освоение и внедрили методы и аппаратуру радиоактивного каротажа. Первыми в мире они провели импульсный нейтронный каротаж в фонтанной нефтяной скважине без ее остановки и подъема скважинного оборудования, тем самым открыв новую эпоху в промысловой геофизике. В числе первых в промышленном масштабе внедрили новые источники возбуждения упругих волн. Даже если в чем-то наша компания не была первой, то непременно стремилась стать лучшей, независимо от региона и условий работ, сложности задач и временных рамок. Это традиция. Говоря о новейшей истории нашей компании, мне приятно отметить, что нефте- и газодобытчики страны ежегодно выводят ТНГ‑Групп на топовые позиции в престижном рейтинге подрядчиков нефтесервисных услуг. Компания неоднократно становилась победителем «ТЭК-рейтинга» в номинациях «Сейсморазведка и ГИРС», «Геофизика», «Полевая геофизика, сейсморазведка и ВСП», а в 2015 году ТНГ-Групп получила награду как самая известная геофизическая компания страны. В прошлом году мы были признаны лучшими в номинации «Лучшая компания в сейсморазведке».
– «Татнефтегеофизика» в середине прошлого столетия создавалась для интенсификации разработки Ромашкинского месторождения, но сегодня ТНГ-Групп аботает далеко за его пределами. Когда компании стало тесно в домашнем регионе?
– Давно, лет через двадцать после создания. Сначала вышли в Оренбуржье, затем громко заявили о себе в Западной Сибири, став примером того, как обеспечить качество и темп работ в экстремальных условиях.
Сегодня доля работ, выполняемых ТНГ-Групп за пределами Татарстана, в структуре общей выручки достигает 92 %. Наши предприятия, помимо Татарстана, сегодня трудятся в Калмыкии, Республике Коми, Краснодарском крае, Ненецком автономном округе, в Самарской, Оренбургской, Саратовской, Тюменской и Иркутской областях, на Ямале, а также в Архангельской области.
Особо хочу выделить работы в новом для нас регионе – на полуострове Камчатка. И дело не только в удаленности, но и в сложнейших условиях исследованных там скважин – более высоких, чем обычно, температуре и давлении, которые требуют не только особого оборудования, но и исключительного профессионализма исполнителей. Приятно отметить, что наши специалисты справляются с поставленными задачами на «отлично».
– ТНГ-Групп было доверено немало важных проектов. К примеру, участие в «Силе Сибири». Были ли проекты такого же масштаба в последние годы?
– «Силу Сибири» называют проектом века, и мы по‑настоящему гордимся, что не просто участвовали в нем, а обеспечивали опоискованность месторождений, на запасы которых рассчитан этот трубопровод. Такого уровня мегапроекты не случаются часто, но это не означает отсутствия вызовов при выполнении других контрактов. Скажем, в прошлом зимнем сезоне мы завершили масштабные исследования на Ямале. Работы велись далеко за полярным кругом, в самой северной части полуострова. Изучая подземные недра Арктики, наши специалисты одновременно исследовали нижние и верхние горизонты отложений. В результате полевых сейсморазведочных работ получено более 4000 км2 сейсмических данных 3D. Исследования в транзитной части морской акватории Обской губы, где невозможно полноценно использовать ни наземную, ни морскую сейсморазведку, оказались наиболее трудной частью этого беспрецедентного по объемам работ и сложности исследований проекта.
– Насколько я знаю, ТНГ‑Групп не отказывается и от зарубежных проектов?
– Да, мы продолжаем выполнять работы за рубежом. Укрепляем связи с Узбекистаном. У нефтесервисного рынка этой страны хорошие перспективы. Здесь уже несколько лет успешно работает наше предприятие «TNG LOGGING ASIA». Мы видим, что можем быть еще более полезными местным нефтедобывающим компаниям, и готовы расширить сотрудничество.
– Выполнять проекты геофизическим компаниям сегодня приходится в условиях дефицита импортных комплектующих, вызванных антироссийскими санкциями. Насколько большой проблемой это является для ТНГ-Групп?
– Такой же, как и для всех. Технологическая независимость сегодня – это уже не модный лозунг, это основа выживания, а технологическое лидерство – основа развития. Именно поэтому запуск новых проектов и внедрение передовых технологических решений стали для нас главным трендом. В результате мы освоили широкий ряд хайтек-сервисов, еще совсем недавно доступных только крупнейшим зарубежным концернам.
Хочу подчеркнуть, что мы не просто берем на вооружение самые передовые в мире технологии, но и в партнерстве с ведущими институтами страны создаем собственные. К примеру, совместно с Московским физико-техническим институтом разработали инновационный программный продукт в области петроупругого моделирования, не имеющий зарубежных аналогов. В настоящее время в тандеме с МФТИ работаем над созданием оборудования, которое позволит проводить сейсмические исследования для поиска углеводородов как на суше, так и на море. По сути, это новое слово в российской сейсморазведке.
В рамках НИОКР ведем разработку скважинного прибора испытателя пластов на кабеле. На очереди – разработка аппаратуры ядерного- магнитного каротажа прижимного типа с постоянным магнитным полем. Это позволит проводить исследования в любых диаметрах скважин и уйти от зависимости сопротивления бурового раствора. В ближайших планах также разработка аппаратуры вертикально сейсмического профилирования. Заинтересованность в этой аппаратуре уже подтвердили нефтяные компании Западной Сибири, Казахстана, Узбекистана и Поволжья.
– В последние годы ТНГ-Групп активно трансформирует свою геологическую службу. Появились новые цели?
– Цель у нас одна – обеспечить заказчика самой полной геофизической информацией. Меняются, вернее, совершенствуются пути достижения этой цели. Вся история нашей компании – это непрерывная трансформация. Изменения, происходящие в компании сегодня, продиктованы новыми трендами на рынке обработки и интерпретации геофизических данных. И с их учетом мы открыли второй центр обработки – в Москве. Пригласили на работу высококлассных специалистов, обеспечили им доступ к самому передовому и высокотехнологичному программному обеспечению. При
этом предусмотрели возможность оперативно нарастить мощности обрабатывающих центров практически до любого требуемого уровня, чтобы провести обработку, интерпретацию и моделирование геолого-геофизических данных и предоставить заказчикам проект с максимальной детализацией и точностью в кратчайшие сроки.
Также мы создали свою IT‑компанию. Ее первоочередная задача – разработка глобальной базы данных, которая позволит ускорить работу с масштабными объемами сейсмической информации, ГИС-данными, керном, а также позволит быстрее выдавать рекомендации по перспективности ЛУ, зонам накопления углеводородов
– Согласны ли вы с тем, что будущее геофизической отрасли за искусственным интеллектом?
– Да, впрочем, как и у всех промышленных отраслей. Когда‑то автоматизация процессов, став глобальным трендом, заставила бизнес внедрять новые технологии. Кто не справился с этой задачей, ушел с рынка. Сейчас такая же картина с цифровизацией и внедрением IT-технологий. Если говорить о геофизике, то в конкурентной борьбе победит та компания, которая сможет за счет технологий ускорить процессы поиска и разведки углеводородов, интерпретации геологической информации и оценки лицензионных участков.
– Именно к таким компаниямотносится ТНГ-Групп?
– Конечно. Наша 70-летняя история – лучшее тому подтверждение. Мы чутко ловим тренды, умеем предвосхищать формирующиеся запросы рынка, а еще мы любим дело, которым занимается. Согласитесь, это лучшие слагаемые для успеха.
Рейтинг
статьи